ВОЗРОЖДАТЬ НУЖНО ВСЕХ!

(Размышления, навеянные стать╦й А.Дугина ⌠Возрождение кшатриев■)

Владимир Остров

Воззванье ⌠зел╦ных■
Я здесь повторю,
Чтобы каждый запомнил это:
Спасите китов √
Тр╦х огромных зверюк,
На которых стоит планета!

┘Лодки плыли по бурному морю, и штормовой ветер давно сорвал паруса, и гребцы из последних сил налегали на в╦сла, ловя сквозь грохот бури обрывки хриплых криков капитанов┘ И вместе с капитанами с надеждой ждали они, когда же, наконец, прозвучит радостный возглас впер╦дсмотрящего - ⌠Берег!■┘

Любая гипотеза звучит убедительнее, если подкреплена какой-нибудь красивой сказкой. Особенно если невозможно подкрепить е╦ достоверными фактами √ ведь даже события тр╦хтысячелетней давности погружают историков в зыбкую пучину догадок, а в предлагаемой вниманию читателей статье пойд╦т речь о временах чуть ли не вдвое более древних.

И тем не менее факты нашлись. Правда, как это часто бывает в истории, совсем ⌠в другой степи■ - и да простят меня специалисты, но свои рассуждения я базирую не на монографиях об истории Индии, и в очень небольшой мере √ на обильных ⌠сетевых■ материалах, но в основном √ на многочисленных литературных примерах, на рассказах друзей и знакомых, и, естественно, на собственном жизненном опыте.

Не претендуя на абсолютность суждений, попытаюсь изложить в терминах современного языка простые истины, содержащиеся в древнейшем письменном источнике, доступном изучению √ священных арийских ⌠Ведах■. А именно: каждый человек наследственно предрасположен к определ╦нному виду деятельности √ творчеству, производству или руководству √ и только в н╦м он способен достичь наилучших результатов, прич╦м без какого-либо принуждения. Только занимаясь ⌠своим делом■, человек приносит обществу наибольшую пользу, нанося при этом наименьший ущерб окружающей среде. Более того: любое сообщество людей через какое-то время (в экстремальных условиях √ достаточно короткое) выстроит, кроме естественных ⌠вертикальных■ иерархических структур, ещ╦ и некоторое подобие кастовой системы.

Кого возрождать?

⌠Морская история■, с которой я начал свои объяснения, не претендует на особую литературную ценность, как, впрочем, и на универсальность толкований. Фактически она помогает понять происхождение названий отдельных каст (⌠варн■ в исходной ведической терминологии √ собственно, в санскрите слово ⌠варна■ имеет также значение ⌠цвет■, такое же, как и украинское ⌠барва■). Гребцы в этой модели называются вайшьи √ в русском языке от того же древнего корня происходит слово ⌠веять■. Название брахманов можно также связать со словом ⌠говорить■ (немецкое ⌠sprechen■; та же основа у украинского ⌠брехати■ √ возможно, раньше оно имело значение ⌠вещать, предсказывать■, исказившееся после принятия русами христианства). Сложнее с кшатриями. Но опять-таки в украинском языке сохранилось слово ⌠кош■ как название боевой единицы (в более широком смысле √ группы людей, да и не только людей, пример √ кошара, куча), а командиром такой единицы был ⌠кошовий■. В корнях слов индоевропейских языков гласные изменяются, пропадают и снова возникают чаще других звуков √ может быть, поэтому древние алфавиты арийских народов не имели для них отдельных знаков.

В соответствии с этой гипотезой современные названия каст могли возникнуть около 4000 года до н. э. К этому времени многие устные и письменные предания относят природную катастрофу, более известную как ⌠Всемирный потоп■ √ название довольно подходящее, если считать ⌠всем миром■ Ближний Восток и окрестности Персидского залива. (По крайней мере для этих территорий легенды подтверждаются археологическими данными. Можно вспомнить другую возможность √ около 5500 г. до н.э. в результате тектонических подвижек заполнилась водой впадина Ч╦рного моря, бывшего до этого небольшим пресноводным озером.) Но если затопление было таким масштабным, можно предположить, что оно затронуло и другие близлежащие территории, например, к северу от Кавказского хребта. В этом случае Каспийское море, уровень которого весьма чувствителен и к меньшим изменениям гидрологического режима, соединившись с черноморским бассейном, стало бы удобным пут╦м из Европы в Индию √ с каботажным мореплаванием древние арии были знакомы, пожалуй, не хуже древних греков (это может быть одним из объяснений отсутствия следов арийской культуры на ⌠транзитных территориях■).

Но в любом случае в лодки садились люди, уже признающие деление на касты и в соответствии с ним разделившие тяготы пути. Понятно также, что принципы этого деления и сосуществования отдельных каст в то дал╦кое время значительно отличались от тех же принципов, скажем, в современном индийском обществе. Но какими они были? Кто и когда их впервые сформулировал?

Я не склонен разделять идеи о раздельном происхождении каст, о ⌠приходе брахманов■, или, например, о том, что кастовость свойственна исключительно европеоидной расе. Судя по всему, любой человек, независимо от цвета кожи, от рождения до смерти нес╦т определ╦нный ⌠кастовый признак■ так было во все времена и на всех континентах, на которых живут люди, недаром португальские мореплаватели, высаживаясь на новооткрытых землях, обнаруживали у местного населения деление на ⌠шаманов-воинов-пастухов■ либо ⌠жрецов-вождей-торговцев■ √ в зависимости от размера, места обитания, воинственности племени либо народа, √ весьма напоминающее сословное деление средневекового португальского общества.

Однако у подавляющего большинства народов подобная кастовая принадлежность √ дело, в общем, добровольное, ошибочный выбор жизненного пути (⌠дхармы■ в терминологии ⌠Вед■) не становится, грубо говоря, смертельным для субъекта выбора, а также его соплеменников. Необходимость ч╦ткого и ж╦сткого размежевания по кастовому признаку возникает в неблагоприятных природных условиях, когда разумный уровень потребления и максимальный личностный вклад в производство материальной и интеллектуальной продукции становятся залогом выживания племени. Именно белая, европейская раса неоднократно подвергалась подобным испытаниям на прочность. Более того, из всех континентов Земли Европа испытывала в течение последних 50 тыс. лет наиболее сильные колебания климата, вынуждавшие местное население активно приспосабливаться не только к новым условиям жизни, но и к их возможным предстоящим изменениям. Следовательно, кастовая система, возникшая рано или поздно у всех европейских народов, была неизбежной реакцией на требования, предъявляемые к человеку окружающей средой.

Какая каста возникла первой? Вопрос далеко не праздный, тем более что ⌠старшинство■ каст, если разобраться, различное у разных народов и в разных традициях: если древнеиндийская культура первенство отда╦т брахманам, то европейские потомки ариев в качестве высшей касты признавали кшатриев. Попробую изложить свои догадки по этому пункту, введя попутно более общие термины для названий отдельных каст √ исключительно для удобства изложения, и без непосредственной связи с профессиями и занятиями, которые сейчас этими терминами принято обозначать.

В первую очередь оговорю главную отправную точку своих рассуждений: не существует ⌠высших■ и ⌠низших■ каст. Каждая каста имеет свою ⌠сферу приложения■, за пределами которой е╦ вмешательство нецелесообразно и даже вредно. С другой стороны, в определ╦нных обстоятельствах оказывается необходимым формальное и фактическое лидерство одной конкретной касты с условием подчинения ей остальных.

Первой разновидностью таких обстоятельств являются природные катастрофы √ кроме потопов, землетрясений, извержений вулканов и прочих грозных, но в общем-то быстро проходящих явлений ими были ещ╦ изменения климата и уровня Мирового океана √ события, более протяж╦нные во времени и имеющие значительно более серь╦зные последствия для целой планеты. Во всех этих случаях ⌠руководящей и направляющей силой■, высшей кастой становятся брахманы √ ⌠учителя■.

Это понятие в данном случае включает в себя не только (и не столько) собственно учителей √ преподавателей, священников, духовных вождей √ но и представителей творческих профессий: художников, писателей, архитекторов. Всех, кто умеет накапливать знания, переосмысливать их и тем или иным способом передавать другим.

На самом-то деле на это способен далеко не каждый. Так же как не каждый может удержаться от соблазна использовать свои знания и умения в личных целях √ за сч╦т других. Это могут только настоящие ⌠учителя■. Только их не интересуют ни власть, ни богатство. Вс╦, чего они могут желать √ иметь возможность творить, учить и изучать. Вс╦, чего они хотят √ нормальных условий для жизни, творчества, научной работы. Вс╦, о ч╦м они могут мечтать √ стать уважаемыми в обществе людьми, и ещ╦ √ чтобы их ученики и идеи тоже заслужили признание и уважение.

⌠Высшей кастой■ брахманы стали не только в силу чрезвычайных обстоятельств, приведших древних ариев на Индостан. ⌠Учителя■ - единственная часть кастовой системы, которая видит е╦ ⌠в полный рост■ и может распознать все е╦ составляющие. Брахманы определяли, кому сидеть на в╦слах, они же указывали, куда плыть. Впоследствии они закрепили за своей кастой эту ⌠руководящую и определяющую■ функцию как признак верховенства┘

Это стало одной из причин вырождения кастовой системы до современного состояния.

Хотя бы потому, что ⌠учителя■ √ плохие начальники. И ещ╦ более никудышные подчин╦нные. В них отсутствует уважение к начальству, они не испытывают священного страха перед вышестоящими. Не в силу плохого воспитания √ исключительно по причине кастовой принадлежности. ⌠Волхвы не боятся могучих владык■. Идеальное приложение усилий ⌠учителя■ √ спокойная, а главное √ независимая творческая или преподавательская работа. Прич╦м истинный брахман даже не будет требовать за не╦ особого вознаграждения. Ему вообще для жизни много не нужно. Утомл╦нные ⌠мирской жизнью■, брахманы древности без лишних раздумий удалялись в горы, леса, пустыни √ если считали это необходимым для творческого процесса. Не производя ощутимых материальных ценностей, ⌠учителя■ и потребляют их весьма умеренно.

Немудрено, что, не боясь сил природы и человеческого насилия, ⌠учителя■ не испытывают особого страха перед Богом. Каждый из них по-своему понимают идею божественного. Они не признают религиозных догм √ они создают свои собственные религии. ⌠Учителя■ не следуют вообще никаким догмам, без сожаления отказываясь даже от собственных воззрений, не боясь признать их ошибочными √ только для того, чтобы предложить миру новую систему взглядов, новое описание действительности.

Именно миру. Потому что мышление брахмана не умещается в рамки нации, страны, империи. И если в каких-то из этих границ ⌠учитель■ не получает признания, если его мысли для данного конкретного сообщества оказываются неактуальными, не приносят пользы или просто отвергаются √ он, после недолгих раздумий, постарается сменить нацию, страну, континент┘ ⌠Нет пророков в сво╦м отчестве■. Ведь единственная вещь, которой боится истинный брахман √ гибель своих идей.

Совсем другой уровень мышления характеризует касту кшатриев, иначе √ ⌠воинов■. Это название не означает обязательную принадлежность к воинским профессиям. Собственно, нельзя даже утверждать, что каста однозначно определяет профессию (лучше в этом смысле говорить о ⌠роде занятий■). Наоборот, в каждой профессии должны быть свои брахманы-⌠вдохновители■, вайшьи-⌠исполнители■, и, конечно же, кшатрии-⌠организаторы■.

Именно это слово √ ⌠организатор■ √ лучше всего описывает сущность касты ⌠воинов■. Она снабжает общество не только военными; е╦ представители √ прирожд╦нные администраторы, директора, начальники. Эти люди составляют костяк (вот ещ╦ одно слово, возможно, однокоренное со словом ⌠кшатрий■) того, что называется ⌠державой■, без чего невозможно представить себе ни огромную империю, ни сильное национальное государство. Этим уровнем и ограничены понятия ⌠воинов■. С детства усвоив традиции и ценности своего народа (который может не иметь ни малейшего отношения к нации его предков), настоящий ⌠воин■ всю свою жизнь посвятит служению его интересам. Само существование кшатриев по большей части оправдано именно наличием государства в смысле системы, которую ⌠воин■ будет самоотверженно защищать.

И естественно, что ⌠зв╦здный час■ этой касты наступает в момент угрозы государству со стороны внешнего врага. В такие периоды верховенство кшатриев признается безоговорочно всеми остальными кастами. Особенно часто подобные тяж╦лые времена наступали (и продолжают наступать) в многонациональной и многокультурной Европе. В итоге в большинстве европейских наций кшатрии утвердились в качестве высшей касты и в мирное время (официально это положение было зафиксировано введением института абсолютной монархии).

Кастовая система с точки зрения ⌠воина■ делится на них самих и ⌠всех остальных■. (⌠Неприкасаемых■, как не относящихся ни к одной касте, ⌠воины■ тоже распознают достаточно ч╦тко). Брахманы для них √ те же вайшьи, только ⌠заученные■. Утвердившись в качестве верховной касты, ⌠воины■ постепенно перестали признавать за ⌠учителями■ их неотъемлемое право учить и впоследствии отказали им в существовании как отдельной касте. Наука уходила в подполье, искусство становилось придворным. Началось средневековье.

Кшатрии плохо переносят людей, не разделяющих их собственные убеждения, и сами меняют убеждения крайне неохотно, под влиянием совсем уж чрезвычайных обстоятельств. Догмы религии (или идеологии), усвоенные в детстве, становятся для них непоколебимыми жизненными принципами. ⌠Воины■ были (и остаются) самыми ревностными христианами. Им не составило труда, утвердившись во власти светской, возглавить и церковь. Польское слово ⌠ksiadz■ с этой точки зрения √ также однокоренное со словом ⌠кшатрий■.

В наше время ⌠воины■ вполне закономерно утверждаются на должностях директоров, администраторов, начальников отделов. Люди этого типа чаще других гордятся единственной записью в трудовой книжке и старательно коллекционируют награды ⌠за трудовую доблесть■. Многие из них под старость садятся за мемуары.

Третья, самая многочисленная каста √ вайшьи √ лучше всего характеризуется словом ⌠производители■. Изначально это были крестьяне √ как единственная категория людей, имевшая отношение к материальному производству, то есть обрабатывавшая землю и пожинавшая плоды своих трудов. Фактически именно они оказываются движущей силой общества в то время, когда его стабильности ничто не угрожает. И не только движущей: вайшьи обладают весьма эффективным средством держать в повиновении остальные касты. Они их просто кормят. Прич╦м эта поч╦тная обязанность, возложенная на них традициями кастовой системы √ не только эквивалент современных отчислений на образование, здравоохранение и содержание бюрократического аппарата. Это ещ╦ и своеобразная страховка на случай возможных ⌠внештатных ситуаций■.

Но в отсутствие таких традиций ⌠производители■ делятся своей продукцией очень неохотно. Они совершенно не осознают кастовых различий, не понимают, чем таким особым отличаются от них какие-то ⌠книжники■ или ⌠солдафоны■. И если некоторую необходимость последних вайшьи признают (а во время войн сами идут в ополчение), то ⌠учителям■ для оправдания своего существования приходится окутывать свою касту облаком тайн, легенд и занимательных историй √ впрочем, часто соответствующих действительности.

Когда могущество кшатриев в Европе начало закатываться (по причинам, о которых будет сказано ниже), вайшьи вполне обоснованно заявили свои права на власть. Французская революция с е╦ идеями равенства стала решающей битвой ⌠за высшесть■, которую, понеся немалые потери, выиграли ⌠производители■. Кшатрии долго не хотели сдаваться. Самого упорного (хоть он и не был чистым кшатрием...) пришлось даже сослать на остров Святой Елены. А окончательным поражением ⌠воинов■ стала ⌠весна народов■ 1848 года.

С этого времени мировая история протекает в основном в рамках товарно-денежных отношений. Рамки достаточно узкие, но для ⌠производителей■ самые привычные. Этой касте (в ⌠чистом виде■) чужды имперские амбиции кшатриев и глобальные проекты брахманов. Их интересы ограничены собственным материальным благополучием, домом, семь╦й. И в этом, по большому сч╦ту, нет ничего плохого √ если вайшьи занимаются только обеспечением этого благополучия. Собственно, настоящие, чистые вайшьи действительно ничем больше и не хотят заниматься. Кроме этого, они исполняют свои обязанности по содержанию остальных каст, а в случае войны под командованием кшатриев защищают свою землю. Свой дом, свою семью. И, несмотря на свои мелкособственнические инстинкты, они прекрасно понимают, что жить по принципу ⌠моя хата с краю■ как раз и означает оказаться на этом краю.

Попробуем подвести итоги. Каста ⌠учителей■ логично возникла (то есть выделилась) первой. Выделилась в буквальном смысле: первыми брахманами были отшельники и путешественники. Захватив в каком-то смысле монополию на сохранение и производство знаний, они быстро завоевали признание; пара-тройка серь╦зных похолоданий пошли этому признанию на пользу.

⌠Воины■ выделились уже не самопроизвольно. В их становлении принимали активное участие ⌠учителя■, понимавшие необходимость наличия касты ⌠организаторов■. Но зачатки этой касты в любом случае возникли на самых ранних этапах формирования общественных иерархических структур. В любом сообществе вождями, предводителями или руководителями становились люди, имевшие к этому природную склонность.

Остальные ⌠участники общественного процесса■, не сильно рвавшиеся к власти и не претендовавшие на обладание какими-то особыми знаниями, составили касту ⌠производителей■.

Собственно говоря, общество, состоящее из этих тр╦х каст, вполне самодостаточно и функционально. Более того: многие сообщества в результате процессов самоорганизации закономерно приходят к подобной структуре. Достаточно вспомнить обыкновенные тюрьмы. ⌠Паханы■, ⌠воры в законе■, ⌠шест╦рки■, ⌠мужики■┘ Там, где не действуют законы нормального общества, неизбежно возникают разнообразные ⌠кастовые суррогаты■ (хоть они, как правило, не ч╦тко соответствуют настоящим кастам). С этой точки зрения ничего особо нового не представляет собой и пресловутое изобретение американской демократии √ система разделения властей. В грубом приближении законодательная ветвь власти должна была изображать брахманов, судебная √ кшатриев, для вайшьи оста╦тся исполнительная власть.

Так или иначе, кастовая система оказалась достаточно устойчивой. Если принять гипотезу о ⌠допотопном■ происхождении каст, можно констатировать, что эта система общественной организации просуществовала дольше всех, до сих пор придуманных человечеством. И крепче всего эти традиции держались именно там, где возникли √ то есть в Европе. Здесь касты в виде дворянских родов, купеческих гильдий, династий церковников и цеховых объединений существовали фактически до конца XIX века. Прич╦м эти по сути кастовые образования были достаточно органично вписаны в структуру общества, их даже не пришлось ⌠узаконивать■ так, как это сделала ведическая традиция √ что лишний раз подсказывает, что касты изначально были неотъемлемой частью именно европейской цивилизации. Все элементы культуры, приносимые в Европу извне, чаще всего преломлялись через призму кастовых традиций √ как это случилось, например, с христианством. В итоге европейцы получили православие в качестве спокойно-вдумчивой религии мудрецов, католицизм как походно-боевую веру рыцарей и, наконец, протестантство √ универсальную деноминацию торговцев.

Но почему же вс╦-таки кастовая система не выдержала напора времени? Почему даже там, где она формально сохранилась, она считается архаизмом, пережитком прошлого, тормозом прогресса?

И если кастовая система разрушается, то куда же деваются е╦ составляющие? И в таком случае откуда они в сво╦ время появились, ⌠выделились■? То есть, применительно к настоящему моменту:

Откуда возрождать?

Каждая каста характеризуется совершенно определ╦нным отношением к основным аспектам человеческой жизни и деятельности. Например, к противоположному полу: для ⌠воина■-мужчины женщина √ это святыня. К ней устремлены все его желания, все поступки совершаются с оглядкой на женщин. Выражение ⌠cherchez la femme■ очень хорошо отражает эпоху, в которую оно возникло √ эпоху наивысшего могущества мужчин-кшатриев. Для кшатрия-женщины таким фокусом желаний и устремлений часто становится реб╦нок. В любом случае нужно вести речь о безусловной важности ⌠полового начала■ в мотивации поступков представителей этой касты.

⌠Учителя■, наоборот, к противоположному полу относятся с большой осторожностью. Все связанные с ним эмоции только мешают спокойному творчеству и даже могут направить его в разрушительное русло: не сомневайтесь, что Альфред Нобель изобр╦л динамит от нераздел╦нной любви. Поэтому брахманы-мужчины женщин по возможности избегают, так же как женщины √ мужчин. Такой аскетизм совершенно не противоречит определению этой касты. Он же является причиной е╦ низкой численности. Даже если брахмана настигнет подобное сильное чувство, он не станет делиться им с окружающими. ⌠Учителя■, посвящающие поэмы своим любимым √ это уже не чистые брахманы. Изнасилование для ⌠учителя■ √ преступление просто немыслимое. Настоящего брахмана тело человека как предмет обладания интересовать не может. Для него самое драгоценное в человеке √ душа, которую силой не очень-то и возьм╦шь┘ да и не брахманское это дело √ брать силой.

⌠Производящие■ к противоположному полу относятся совершенно спокойно. Продолжение рода в глазах этой касты так же естественно и необходимо, как и труд, дающий средства к существованию и приносящий в итоге простые человеческие удовольствия. Изнасилование с точки зрения вайшьи √ совсем не преступление, да до него как такового и не доходит: мужчина и женщина этой касты всегда смогут договориться.

Вот к чему вайшьи действительно неравнодушны √ так это к материальным ценностям, и особенно к их концентрированному выражению, то есть деньгам. Нет, эту касту нельзя назвать скупой, даже наоборот √ именно ⌠производители■ бывают примером щедрости и гостеприимства. Просто богатство составляет смысл их существования.

⌠Воины■ к деньгам √ в идеальном, конечно, случае √ относятся совершенно нейтрально. Боевыми наградами они дорожат и гордятся, но с деньгами расстаются без сожаления. Есть деньги √ солдат гуляет. Нету... что ж, на войне бывает хуже. Вот только красть настоящий воин не умеет. Да и кастовые законы ему этого не позволяют.

А для ⌠учителей■ материальные ценности √ главная помеха, отвлекающая человека от процесса познания, духовного развития. Делать что-либо ради денег, а тем более идти ради них на преступление для брахмана просто немыслимо. Все ценности этой касты имеют исключительно духовный, сакральный смысл.

В ч╦м ещ╦ могут проявляться особенности ⌠кастового сознания■? Брахманы, например, любят путешествовать, легко переносят смену обстановки. Им, по большому сч╦ту, все равно, где жить √ лишь бы думать не мешали. Кшатрии путешествовать не любят, но при необходимости ⌠воин■ безропотно переместится туда, где он принес╦т большую пользу своей стране. Самые большие домоседы √ вайшьи, до последней возможности цепляющиеся за родной город, село, участок земли. Нужна действительно серь╦зная причина, чтобы оторвать ⌠производителя■ от этого участка.

В работе брахманы видят в первую очередь возможность самосовершенствования, получения новых знаний, передачи или реализации своих идей. Для кшатриев работа √ это карьера, средство удовлетворения своих властных амбиций. Вайшьи в работе получают удовольствие от самого процесса труда┘ и уже во вторую очередь от зарплаты.

Вайшьи не любят перемен, но в случае чего быстро к ним приспосабливаются. Кшатрии √ не просто не любят: они всеми силами сопротивляются всяким переменам (часто даже необходимым). Брахманы, наоборот, часто становятся инициаторами изменений. Из домашних животных брахманы больше всего любят кошек. Кшатрии √ собак.

Вайшьи √ лошадей.

Каждой касте соответствует некий вектор, определяющий действия и побуждения е╦ ⌠подданных■, некоторое понятие, обобщающее смысл существования данной касты. Для касты ⌠учителей■, например, оно лучше всего обозначается словом ⌠идея■. Соответственно формула ⌠чистого брахмана■, унаследовавшего этот вектор от обоих родителей, может быть записана как ⌠идея ради идеи■.

Таким же чисто умозрительным способом обозначим суть касты ⌠производителей■ словом ⌠собственность■. И так же выведем формулу соответствующей касты: ⌠собственность ради собственности■. Ничего более.

Несколько сложнее с ⌠воинами■. Смысл существования этой касты может быть определ╦н словами ⌠порядок■ либо ⌠власть■, далеко не однозначными по смыслу; и хотя первое слово отражает суть предмета несколько лучше, для дальнейших рассуждений удобнее пользоваться вторым. Итак √ кшатрии. ⌠Власть ради власти■.

Как уже, надеюсь, понятно из вышеизложенного, люди чистой касты появляются на свет в тех семьях, где отец и мать имеют одинаковую кастовую принадлежность. Эти ⌠чистые кастой■ люди посвящают жизнь своему предназначению, способствуя укреплению и развитию общества и не мешая это делать другим. Но что происходит при соединении в одном человеке сущностей различных каст? К какой касте такого человека следует отнести? Не зря же, в самом деле, индуистские традиции накладывают столько ограничений на межкастовые браки!

Рассмотрим первое, самое распростран╦нное и в каком-то смысле наиболее безобидное ⌠векторное произведение■: человек, унаследовавший кастовые признаки брахмана и вайшьи. В зависимости от степени проявления того или иного признака действия такого человека будут определяться формулами ⌠собственность ради идеи■ либо ⌠идея ради собственности■. И если первый вариант хорошо описывает изобретателей, или, к примеру, меценатов, то ко второму в какой-то степени относятся люди творчества (особенно артисты!), а также √ всевозможные аферисты, воры и просто мелкие обманщики (размах деятельности зависит от одар╦нности и интеллектуальных способностей).

Ещ╦ неприятнее оказывается сочетание вайшьи и кшатрия. Оно может называться ⌠собственность ради власти■ и ⌠власть ради собственности■. Первый вариант, к сожалению, всем нам слишком хорошо знаком √ вот уже больше двухсот лет к вершинам власти во вс╦м мире стремятся именно такие люди. А второй вариант в уголовном кодексе определяется как ⌠злоупотребление служебным положением■.

И наконец √ самая гремучая смесь. Брахман и кшатрий. ⌠Идея ради власти■ и ⌠власть ради идеи■. От мелких придворных интриганов до пламенных революционеров и ⌠великих вождей■. А самые выдающиеся не перестают заполнять своими именами учебники истории┘ Впрочем, таких им╦н становится вс╦ меньше и меньше √ причины этого будут описаны ниже.

На самом деле ⌠промежуточные касты■ не есть ещ╦ наибольшее зло, и наши древние арийские предки прекрасно это понимали: ведь в зависимости от воспитания и окружения такой представитель смешанной касты вместо революционера-разрушителя вполне может стать цар╦м-реформатором или великим полководцем. Не менее прекрасно нашим предкам было известно, что замкнутые изолированные сообщества достаточно быстро вырождаются √ с этим в полной мере столкнулись европейские царские фамилии, и это стало также одной из причин разрушения кастовой системы. Не исключено, что ⌠чистые касты■ не были существенно ограничены в выборе спутника жизни √ зато ограничены были дети от ⌠смешанных браков■. Собственно, и для них запрет мог быть только один: не связывать свою судьбу с представителем третьей касты.

Потому что результатом таких браков становились люди, руководствовавшиеся в своих поступках всеми вышеназванными побуждениями. Им хотелось богатства и власти, всего и сразу, они изобретали самые немыслимые цели и шли на вс╦ для того, чтобы их достигнуть. Потеряв союз ⌠ради■ в своей формуле (когда их два √ смысл формулы теряется┘), эти люди потеряли все ценности, существовавшие для чистых каст √ совесть, честь, убеждения.

И вместе с ними потеряли свою кастовую принадлежность. Так появились далиты, иначе ⌠неприкасаемые■.

Собственно, они-то как раз появились раньше остальных. Именно из этой массы под влиянием обстоятельств выкристаллизовывались зародыши будущих каст. С появлением таких ⌠центров кристаллизации■ процесс формирования значительно ускорился: к ним тянулись люди со сходным преобладающим кастовым признаком, оказываясь среди друзей и единомышленников. Но были и такие, кто отказался примкнуть к кому-нибудь из ⌠определившихся■┘ Они тоже начали группироваться √ также в силу общности интересов, одним из которых вполне естественно было восстановление некогда существовавшего порядка вещей √ при котором ⌠неприкасаемые■ не были нежелательным меньшинством.

Эта же прослойка людей становилась пристанищем для гонимых и непризнанных, и в меньшей мере пополнялась за сч╦т тех представителей смешанных каст, которые нарушали кастовые законы и не вписывались в кастовое общество. Но таких, судя по всему, было немного √ древние арии ценили человеческую жизнь и личность, иногда даже в ущерб чистоте касты.

Почему возрождать?

Признаем очевидную, хоть и неприятную истину: в настоящее время подавляющее большинство жителей планеты Земля не могут быть причислены ни к какой другой касте, кроме как к ⌠неприкасаемым■ - то есть ⌠к никакой■. Поэтому сейчас трудно вести речь о кастовой принадлежности конкретного человека; в большинстве случаев можно говорить о преобладающем кастовом признаке. Если этот признак оказывается к тому же подкрепл╦н талантом и интеллектом √ на свет появляется незаурядная личность, не желающая, да и просто не способная оставаться в тени и безвестности. Истинно историческая личность. Невозможно сказать, какого цвета будет след, оставленный в мировой истории таким человеком √ даже потомки не всегда могут это определить. Трудно пройти мимо другого, также достаточно очевидного факта: с каждым годом, несмотря на увеличение общей численности населения планеты, таких людей становится вс╦ меньше. И стоит, наверное, иногда задаться философским вопросом: а может, это кому-нибудь нужно?..

Выше уже назывались две причины, достаточно естественные, следствием которых стало постепенное разрушение кастовой системы: вырождение кшатриев и ⌠всплытие брахманов■. Следующая неприятность подстерегала древних ариев, завоевавших Индию. Ею было коренное население страны.

Часть его не смирилась с завоевателями и выбрала путь изгнанников, двинувшись по миру в поисках мифической земли, где они обретут, наконец, нечто, отнятое ⌠пришельцами с севера■. При этом народ-изгнанник отверг большинство законов и традиций, и в первую очередь √ кастовые традиции оккупантов. В результате новообразованная нация стала сборищем классических ⌠неприкасаемых■, рассеялась по всему миру и до сих пор ищет счастье под руководством своих ⌠королей■ и ⌠баронов■.

Но эта часть древних индийцев арийской кастовой системе как раз не угрожала. Угрожали те, кто остался в Индии. Они согласились служить ⌠новым хозяевам■ и были выделены в отдельную касту шудр √ и включены в систему межкастовых отношений. Проблема заключалась в том, что шудры √ тоже люди, и до прихода ариев имели какие-то свои касты, которые в рамках новых законов неизбежно смешались между собой √ и с кастами завоевателей. Результатом стало фактически уничтожение кастовой системы √ оно выражалось, в частности, в появлении множества новых, часто совершенно ненужных каст (и всех их пришлось располагать ⌠по старшинству■!), а также в изменении ⌠брачного законодательства■, результатом которого стало ещ╦ большее смешение каст.

┘А теперь вспомним о том, что языки индоевропейской группы √ самые распростран╦нные в мире. И о том, что древние жители Индостана были далеко не единственным народом, заво╦ванным арийскими племенами. Были и другие √ и многие из них оказывали захватчикам сопротивление, пытаясь отстоять свои земли, свой язык и свою культуру. И некоторые из них сообразили: главная сила арийских народов √ в их традиции, и в первую очередь √ в кастовой системе. А, поняв это, начали планомерно и настойчиво эту систему разрушать.

Был ли такой народ один, или их было несколько? Действовали они порознь или объединили усилия? В любом случае о своих усилиях они предпочитали не распространяться, и не исключено, что исторических свидетельств этой ⌠невидимой войны■ никто никогда не найд╦т. В любом случае в средствах они не стеснялись. В первую очередь использовалась элементарная пропаганда: спонтанно возникали религии и верования (какое чудное совпадение √ Иерусалим стал священным городом тр╦х крупнейших монотеистических религий!), философские течения, проповедовавшие всеобщее равенство┘ Все эти сочинения были рассчитаны в основном на ⌠неприкасаемых■, многие из которых были вполне естественно недовольны своим положением. Таким доходчиво объясняли, что они отвержены несправедливо, что в этом виноваты их кастовые традиции, которые необходимо сломать, построить новую общественную систему √ и стать в ней самой высшей кастой.

Другой мишенью агитации были потомки смешанных браков, которых склоняли к нарушению кастовых законов. Некоторые их действительно нарушали √ в итоге они и их дети пополняли ряды ⌠неприкасаемых■, одновременно ослабляя позиции чистых каст. А если такие нарушители умудрялись остаться в кастовой системе, они неизбежно начинали разрушать е╦ изнутри.

Применялись, по-видимому, и более эффективные методы. Одним из них могло быть физическое уничтожение какой-нибудь одной касты. Не обязательно полное √ достаточно было серь╦зно нарушить кастовое равновесие, чтобы ⌠неприкасаемые■ получили больше простора для действий. Можно было использовать и другие, несколько более гуманные методы √ пользуясь тем, какое значение придавалось в арийских традициях человеческой жизни. Например, насиловать женщин, красть или подбрасывать детей. Цель была вс╦ та же: перемешать чистые касты, увеличить прослойку ⌠неприкасаемых■. А попутно √ наделить их какой-нибудь ⌠высокой■ миссией, внушить им, что именно они достойны верховной власти┘ последнее как раз не представляло особого труда. В силу описанных выше свойств далиты сами с радостью ⌠рвутся в начальники■, часто оттирая при этом тех, кто по своим личностным и профессиональным качествам действительно достоин занимать высокие посты.

Большим подспорьем для ⌠всеобщих уравнителей■ стало открытие Нового Света. Свежеоткрытый континент должен был стать огромным чистым листом, на котором будет создана нация нового типа, полностью лиш╦нная кастовых предрассудков. Для этого его пришлось немножко очистить от местного населения √ тоже, в общем-то, некоренного, но тем не менее сохранявшего древние самобытные традиции. На освободившееся место стекались в основном те, кто не наш╦л себе места в сословно-кастовых структурах старушки-Европы √ достаточно уже расшатанных, но вс╦ ещ╦ определявших ситуацию на континенте.

Чуть позже начали рушиться и эти структуры. Первые буржуазные революции приводили к власти не просто богатых людей, но и тех, кто рвался к этой власти именно ради богатства, и даже ещ╦ хуже √ безумных идеалистов из тех, которые во все времена готовы ⌠железной рукой загнать человечество к счастью■. Конечно, в какой-то момент деятельность этих людей становилась опасной даже для тех, кто исподтишка способствовал их возвышению; тогда, по случаю ⌠неподкупности■ подобных идеалистов, их просто уничтожали. Многие из уничтоженных так никогда и не смогли понять, какую страшную роль они сыграли в кровавых драмах Истории.

Но в то время, когда западноевропейская цивилизация быстро превращалась в ⌠куплепродажную■, на востоке лежали огромные пространства древней Руси, чьи традиции, иммунизированные нашествием азиатских орд и почти не тронутые петровскими реформами, фактически оставались последним напоминанием о былой мощи арийских народов. Поэтому самый мощный эксперимент по ⌠декастизации общества■ стартовал в 1917 году. На огромной территории все люди более-менее чистой касты не только маргинализировались и лишались элементарных человеческих прав √ они просто уничтожались физически. После того, как ⌠классовый (читай √ кастовый!) враг■ был в основном ликвидирован, изгнан, лиш╦н возможности и желания сопротивляться (под конец пришлось просто выморить голодом и сгноить в лагерях восемь миллионов украинских крестьян), эксперимент должен был быть распростран╦н на остальную часть материка. Нужно признать, что ликвидация каст в их колыбели была очень удачным замыслом идеологов ⌠революции далитов■. А также √ хорошо удавшимся. Но расширять его уже не было необходимости: количество ⌠неприкасаемых■ в мире уже вскоре после ⌠Великой Октябрьской■ превысило некую критическую массу. Чистые касты больше не имели решающего голоса┘ да и вообще никакого влияния. Теперь над ними вс╦ чаще смеялись, не воспринимая всерь╦з √ и постепенно забывая истинную ценность понятий ⌠идея■, ⌠труд■, ⌠честь■. Существование каких бы то ни было каст допускалось в специально отведенных местах √ в монастырях и психбольницах.

Мрачновато? Но именно так и должна выглядеть победа над традицией.

Предвижу вопрос ⌠прогрессивно■ настроенного читателя: а может быть, так и надо? Развитие человечества остановить невозможно, и если уже оно пошло по пути ⌠всеобщего перемешивания■, этому следует только способствовать, тем более что усилий для этого требуется немного и они всячески поощряются большей частью общества. Зачем суетиться, цепляться за старое, воевать с мельницами?

Зачем возрождать?

Люди более прагматичного склада (каковых сейчас большинство) в этом месте будут ожидать от меня ответа на вопрос ⌠как?■: что же, собственно, предпринять для того, чтобы остановить, а в идеале √ повернуть вспять процессы кастового вырождения. Сразу предупреждаю: соображения на этот сч╦т у меня имеются, они, конечно, нуждаются в доработке; но в любом случае √ это тема отдельной и достаточно большой статьи. Здесь я хотел бы обратиться к тем, кто, в силу своей приверженности к усиленно навязываемым человечеству либеральным ценностям, вс╦-таки считает смешение каст (а также рас и народностей √ но это опять же отдельный разговор) естественным следствием, а иногда и залогом прогресса. Вполне возможно, что этот процесс действительно необратим; но вс╦-таки существует необходимость хоть бы немного отсрочить наступление ⌠эпохи всеобщего равенства■.

Спросите физика или астронома: какая судьба ожидает нашу Вселенную? Чем в конце концов закончится е╦ существование, начатое однажды загадочным ⌠Большим Взрывом■? Не сомневаюсь, что почти во всех ответах прозвучит неприятный диагноз: ⌠тепловая смерть■. Бесконечное расширение, безнад╦жное остывание. Великое многообразие зв╦зд и галактик превратится в одинаково т╦мную массу атомов и предельно стабильных молекул, ⌠существующих■ в силу своей некоторой материальности, но в силу своей одинаковости не обменивающихся ни энергией, ни информацией √ то есть не живущих┘ Вселенная уже давно могла докатиться до такого состояния, если бы не существовало определ╦нных принципов самоорганизации материи, вроде электростатического взаимодействия и ядерных сил. Эти принципы стали в конце концов причиной возникновения жизни √ которая, в свою очередь, также потребовала самоорганизации. И одним из е╦ проявлений стала кастовая система.

Что же случится, если мы от не╦ откажемся? Если будущее Вселенной обещает быть т╦мным, то судьба человечества выглядит не иначе как серым. Многомиллиардная масса почти не отличающихся друг от друга людей, заинтересованных только в удовлетворении телесных потребностей √ таковы идеалы современных мировых правителей. Такая масса не склонна к непредсказуемым действиям, ею легко управлять, а самое главное √ е╦ очень легко грабить. Чего от не╦, собственно, и нужно.

В такой массе не смогут возникнуть сильные и яркие личности, способные сопротивляться всеобщему ограблению┘ Немногие даже смогут осознать его факт. Потому что граб╦ж станет нормой жизни. А как же иначе? Любой нормальный ⌠неприкасаемый■ не упустит возможности поживиться за сч╦т ближнего. Тем более что общественное мнение к этому относится вс╦ более равнодушно. Конечно, при таком положении дел человечество будет неоптимально и неэффективно расходовать природные ресурсы, постепенно приводя в негодность среду своего обитания. Более того: такое серое человечество будет иметь намного меньше возможностей, да и желания противостоять возможным изменениям этой среды, всяческим потрясениям и катастрофам √ как чисто природным, так и антропогенным. Но это, похоже, меньше всего беспокоит тех, кто собирается занять высшие ступени иерархии в этом аморфном сообществе.

Кто же они, наши будущие правители? Кто окажется достоин повелевать и властвовать в таком идеальном бескастовом мире? Конечно, тот, кто лучше всех умеет грабить, кто крепче всех забыл, что такое честь и совесть, кто больше других ненавидит ближнего и считает его заведомо ⌠низшим существом■, кто ради исполнения собственных желаний √ даже самых безумных √ готов на самые циничные преступления.

Такие люди существуют. И именно они делают вс╦, чтобы поскорее столкнуть человечество в серую пропасть, где фактически остановится его развитие, закончится История (см. Ф. Фукуяма). Надо признать, они достигли существенных успехов в своих начинаниях. ⌠Состояния, нажитые нечестным пут╦м■ стали уже вполне обычным делом. Взятка стала искусством. Вор √ героем. Для недовольных существуют наркотики и ⌠спецназ■. Для остальных √ реклама, ⌠мыльные оперы■ и журнал ⌠Playboy■.

Человек, вписывающийся более-менее в эти координаты, считается нормальным. От такого человека во всех сферах жизни требуются административные способности, инициативность, изобретательность, трудолюбие, коммерческие навыки √ то есть полный набор качеств классической смешанной касты┘ прекрасный набор, и как забавно он звучит на фоне современных тенденций ко всеобщей узкой специализации! Высшей ценностью стала Карьера с большой буквы √ понятие, сочетающее в себе и богатство, и признание, и высокое общественное положение. И успешнее всего этих целей достигают люди, стремящиеся к ним ко всем одновременно. То есть √ Чистые Неприкасаемые.

Вот и получается, что к вершинам власти в совершенно разных странах вс╦ чаще и чаще приходят люди, где-то в ч╦м-то нечистые на руку √ и это ещ╦ мягко сказано. А криминал (как национальный, так и быстро крепчающий международный) играет вс╦ большую (иногда решающую) роль в политике. В отсутствие кастового равновесия ⌠неприкасаемые■ неизбежно выберутся наверх √ ни с чем и ни с кем не считаясь, и встречая вс╦ меньше сопротивления по мере уничтожения чистых каст. Не сомневайтесь: получив абсолютную власть, вс╦ купив и всех запугав, эти страшные люди построят новый мир, в соответствии со своими ⌠понятиями■. В этом мире будет порядок √ крепкий, почти как в тюремном дворике. В этом мире даже можно будет жить, и даже чего-то добиться в жизни √ либо убедительно доказав свою рабскую преданность ⌠хозяевам■, либо став более хитрым, более жестоким, чем они.

Но в этом мире человек не будет иметь права на ошибку. За самые мелкие провинности будут беспощадно карать по всей строгости воровских законов. А ещ╦ в этом мире не будет места для людей не то чтобы чистой касты √ но даже для тех, в ком хоть немного преобладает какой-то кастовый признак.

┘И лично меня уже давно не удивляет, что в любой, даже самой интернациональной толпе легко √ почти с первого взгляда √ определяются представители двух, казалось бы, совершенно несопоставимых народов: американского и советского. А объединяет их одна несомненная и при наличии некоторого опыта весьма заметная черта. И те, и другие √ за очень редкими исключениями! √ несут на лицах несмываемый отпечаток ⌠внекастовости■. ⌠Совки■ √ воинствующей. ⌠Амки■ √ торжествующей. Одни, не смотря ни на что, собираются завоевать мир. Другие считают, что они его уже завоевали. Но все они под ⌠завоеванием■ подразумевают окончательное стирание всех врожд╦нных отличий, забвение традиций, а также √ в перспективе √ уничтожение тех, кто ещ╦ руководствуется в жизни какими-то принципами, не укладывающимися в рамки ⌠рыночных отношений■.

А таких людей √ вс╦ меньше. И вс╦ меньше у них сил сопротивляться безумию серого хаоса. Их, конечно, растопчут, согнут, сровняют с земл╦й┘ если они не осмелятся сами противопоставить себя безликой, беспринципной массе ⌠неприкасаемых■. Пожалуй, и статью эту озаглавить нужно было по-другому.

Не возрождать. А возрождаться. Всем, кто ещ╦ не забыл те истинные ценности, которые делают человека Человеком. Всем, кто созна╦т необходимость следовать кастовым законам и готов им следовать. Всем, кому небезразлично будущее планеты. Человечества. Традиции. Цивилизации.

Иначе √ мы обречены.

V.O. 1999-2000.