Слово и глаз: смена караула
Олег Пашкевич
      Далеко не каждому выпадает жить при смене тысячелетий. 
Но смена тысячелетий, как событие,  ничто, по сравнению с 
периодом смены культурных кодов. А именно при такой смене 
мы сейсас и  живем.
      Ну и что? - спросите Вы.
      А то, что целая эпоха, эпоха текста и даже больше - эпоха 
слова подходит к концу. В почти вековой борьбе слова и глаза, 
победу одержал глаз. Естественно, такие глобальные процессы 
не могут проходить в стороне от людей, профессионально 
занимающихся рекламой. Но о рекламе несколько позже, а 
сейчас расшифруем  вышесказанное.
      И это вышесказанное хорошо иллюстрируется таким, на 
первый взгляд отдаленным примером: в момент, когда самолет 
берет звуковой баръер - звук становится видимым. Ни до, ни 
после этого, отделение звука от самолета увидеть невозможно.  
      Так и при смене культурных кодов - увидеть, почувствовать 
ее можна именно в момент перехода.  И 1999 год можно считать 
таким переходным, баръерным - именно в этом году в США 
массовым тиражом выходит электронная книга. Это небольшая 
планшетка с подсвечивающимся  экраном, на котором может 
воспроизводится  вся Ваша домашняя библиотека, причем с 
любыми шрифтами и размерами. А также  видео,-фото, и другие 
всевозможные  иллюстрации. В такой ситуации старый анекдот: 
⌠Я хочу подарить тебе книгу! - Спасибо, у меня уже есть книга!■ 
приобретает новый смысл - у каждого действительно уже есть 
Книга.
      Когда вышла первая печатная книга,  она сделала переворот 
в культуре - началась эпоха Гуттенберга. Я думаю, что с 
момента выхода первой електронной книги нас ждут не менее 
радикальные   изменения  в современной культуре.
      Итак, шуршащая страницами,  привычная нашему глазу 
книга  уходит в прошлое.  В прошлое с ней уходит и эпоха  
текста. Того текста, в котором было материализовано Слово. 
Всю  цивилизацию, с момента возникновения письменности 
можна назвать эпохой Слова. ⌠Вначале было Слово■. Наше 
христианское сознание, как впрочем и сознание остальных 
мировых религий формировалось благодаря слову, 
реализованному в тексте. Вначале рукописном, затем печатном. 
Текст был одним из главных даказательств Бога - он 
диктовался  Богом через пророков. И этот текст был оъектом 
веры. 
      Текст, уже не в религиозном, а в глобальном  смысле стал 
основой культурных кодов. И не случайно стал популярным 
миф о том, что дъявол, с момента развития печатной культуры 
поселился в печатном станке. Пожалуй это лучшее 
доказательство преобладания словесной, текстовой  культуры. 
И так было  до конца 20-го века. Но этой великой эпохе 
приходит конец. Порабощение текстом заканчивается. 
Начинается порабощение глазом. Возможности слова в 
манипулировании сознанием человека кажутся наивными 
игрушками по сравнению с возможностями глаза, т.е. 
визуальной, экранной и виртуальной культуры.  Сегодня 
дъяволу уже нечего делать в печатном станке, он переселился в 
ящик телевизора. 
     Возможно, Иисус Христос, явись она сегодня к нам, 
предпочел бы выступать не на площади или синагоге, а в 
телевизионной студии. И главным доказательством его 
пришествия был бы не текст, а видеоизображение. Но правда об 
изображении состоит и в том, что с помощю искусного монтажа 
можно доказать все что угодно. И еще никто не придумал 
критерия отделения правды от лжи в этой культурной агрессии 
глаза. 
      Возвращение к культуре глаза, что предполагает 
возврашение к миру образов, возвращает нас одновременно в 
мир дохристианский, языческий. В тот мир, где жизнь 
проживают глазом. Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. 
Народ этим сказал, насколько увиденное доказательнее 
услышанного. Но, хорошо, если увиденое - правда. А если - 
искусно смонтированная ложь?
       Такой поворот в культуре заставляет нас по-новому 
посмотреть на проблему влияния на сознание человека. В том 
числе на влияние посредством  рекламы. Рекламу я 
рассматриваю как одну из форм власти, но власти анонимной, 
которая создает атмосферу вкрадчивой подсказки. И эта 
анонимная власть эффективнее открытой. Против нее 
невозможно бороться. Реклама по силе воздействия может 
сравниться разве что с еще одной формой власти - 
общественным мнением. Но оба  эти института оставили далеко 
позади остальные формы власти. 
        Человек становится легкой добычей  анонимной власти еще 
и потому, что ему весьма трудно определить, насколько его 
желания, так же как и мысли и чувства, являются его 
собственными, а не навязаннами кем-то со стороны. К 
сожалению, размеры статьи не позволяют далеко уходить в 
проблему доказательства этого тезиса, но все-таки, хотя бы 
кратко, рассмотрим   одно состояние, в котором существует 
современный человек.   Если раньше существовал внутренне 
ориентирований человек, поведение которого определялось его 
внутренними принципами и нормами, то сегодня мир 
повернулся к внешне ориентированому человеку. Он все нормы 
получает извне. У него нет внутренней уверенности ни в  себе, 
ни в окружающем мире. Такого человека легко сбить с толку, 
навязать ему любой стандарт. 
       Изучив такую слабость современного человека, менеджеры 
по рекламе получают огромное поле деятельности по 
навязыванию человеку своего стандарта - что модно, что 
престижно и т.д. 
        Если рассматривать еще одну  власть - власть  мас-медиа, 
то учитывая особенность нашей страны, где нету 
самодостаточных  груп мультимедиа,  легко убедиться, что 
развитие этой власти во многом определяется властью 
рекламы. Ведь, основное финансирование планируется, и такая 
тенденция будет сохраняться и в будущем,  за  счет 
рекламодателей. В такой ситуации стоит пойти по 
французскому пути, создавая такие звенья в рекламном бизнесе 
как ⌠Централи■ по скупке газетного пространства и эфирного 
времени. Требуя выгодных для себя расценок при покупке 
пространства(на 20-30% ниже) централи предоставляют такие 
немаловажные услуги как гарантию на  постоянство заказов в 
неблагоприятные сезоны.  
      Итак, в украинских условиях рекламодатель  с особенным 
удовольствием  может произнести известную фразу  из 
известного фильма: ⌠Здеся от мене все зависить!■. 
      Есть много определений рекламы. Одно из них - анонимной 
власти мы уже рассмотрели. Но из этого множества  
определений мне нравится еще одно - реклама, это поиск 
утраченного рая, к которому человек подсознательно стремится. 
Таким образом реклама существует как паралельный мир. 
Анализируя наше недавнее прошлое заметим, что мы особенно 
склонны к такой паралельной жизни. В советский период такой 
паралельной жизнью была склонность к чтению(порабощение 
текстом). Чтение было не просто развлечением, не просто 
приятным времяпровождением. Чтение было попыткой уйти из 
мира реального в мир паралельный, в мир, грез и мечтаний. 
Мир, где не трогают  душу.
       Такое чтение занимало много времени. Не случайно, любой 
наш образованный человек даст фору своему коллеге из Запада 
по части знания мировой класики. Чего не скажеш о знании 
своей специальности. Бытует мнение что такая склонность к 
отвлеченному чтению  и погубила Советский Союз ведь вся 
енергия, все творчество народа уходило именно в эту сферу.
      Естественно, привычка  к паралельной жизни не может  
сразу замениться привычкой к реальной жизни. И реклама  как-
бы продляет нам возможность проживать в таком паралельном 
мире. Здесь все идеально. Здесь все счастливы. Такую гармонию 
можно представить или при коммунизме, или в раю. Что с точки 
зрения иллюзии одно и тоже. Но на этот раз не будем 
углубляться в религиозные  аспекты коммунизма, это предмет 
другой статьи, а поговорим о новой форме религии - 
телевидении. Религиозные основы телевидения дають серьезные 
возможности для рекламных менеджеров, ведь религия 
основывается не на логике а на вере - и здесь можно по 
настоящему развернуться  при навязывании своих сценариев  
поведения и вкуса!
      Каждая религия имеет свои ценности, символы, знаки, 
формы медитации. Все это с лихвой имеется у современного 
телевидения. Вышки и антены возвышаються  как кресты. 
Телевизор занял самое видное и почетное место в доме, как 
раньше в хате на важном и видном месте находились иконы. 
Перед иконами люди молились, исповедовались. Таким 
медиативным местом теперь является телевизор. Он, как 
проповедник, диктует  как нам поступать, что делать, как жить. 
Мы с ним  советуемся, принимаем его стандарты.  Психологи 
подтверждают, что садясь к телевизору человек испытует 
ощущения праздничного стола - будет приятный разговор, будет 
интересно. Но ведь мы понимаем, что в телевизоре поселились 
не только светлые силы, но и темные. Когда мы говорили о 
концепции рекламы как поиске утерянного рая, то следует 
отметить - этот рай нам демонстрируют как противовес 
остальной продукции телевидения, насыщенной насилием, 
грязью и пессимизмом. 
       Таким образом реальный мир на экране - это ад, в котором 
мы все живем, а реклама - это рай, к которому мы 
подсознательно стремимся. И ни в коем случае не следует 
менять местами эти два мира. 
        Я специально на этом заостряю внимание, поскольку как 
мне кажется,  концепция украинского рекламного агенства 
⌠Так╕ справи■ к примеру, допустила серьезную ошибку при 
выборе своей системы знаков - их герои существуют как-бы  в 
аду, где душно и грязно. 
        Я понимаю, насколько панк-эстетика  для постсоветского 
художника ближе, чем селиконовый мир зарубежной рекламы, и 
насколько важно найти свой, нетрадиционный путь. Но в даном 
случае не стоило соскальзывать  до таких глубин  
коллективного безсознательного. Влияя на сознание 
украинского потребетеля Вы имеете дело с женским социумом, с 
женщиной. Ведь украинская ментальность -синоним женской 
ментальности.  А женщину  тянет в мир грез, мир мечтаний, где 
светло и красиво. И такой мир лучше  искать в райском саду, а 
не в  кузнице. 
     Раз мы уже заговорили о мире грез, то лучшим местом для 
таких мечтаний является виртуальная реальность. Человек 
живет  во многих  измерениях:  в реальном мире,  во сне, после 
смерти, в виртуальной реальности. Согласно прогнозам 
специалистов, в следующем тысячелетии  люди   большинство 
своего времени будут проводить именно  в этом, последнем 
измерении. Конечная цель виртуальной реальности - дать 
человеку возможность чувствовать, видеть, работать и жить 
внутри мира, который является не чем иным, как абсолютной 
иммитацией.
     Возможно, новое явление Иисуса Христа   было бы  уже не в 
телестудию, а в сеть Интернет.
      Что-же касается нашего общества - мы являем собой 
огромный потенциал для блуждания по Интернету. Вот где 
можно спрятаться от реальной жизни,  уйти в паралельный 
мир! Вот куда следует обратить свои взоры менеджерам по 
рекламе! Я подозреваю, что дъявол из ящика телевизора скоро 
переселится в экран монитора. И это уже будет настоящее 
порабощение глазом.