Экология Украины


Популярные статьи

Партнеры





Лучший Детский форум





Опять реку вспять? Саксагань, которая в голодомор спасала людей, теперь умирает сама

В то время, когда после президентского «Разговора со страной» некоторые криворожане пребывают в ожидании мифических экологических выплат, вполне реальные «экологические» деньги благополучно тонут в мутной воде Саксагани. Еще каких-то 50 лет назад чистая и полноводная река с множеством родников, сегодня она больше напоминает канализационную канаву, глубина которой местами составляет 30-40 сантиметров. Еще чуть-чуть — и реку вброд смогут переходить воробьи. Спасет ли ее затеянная в Центрально-Городском районе «большая чистка»?

Сегодняшние собеседники «Вестника», оценивая идущие на реке работы хоть и каждый под своим углом, но вполне профессионально, едины во мнении: чистить реку нужно не в «хвосте», а последовательно, начиная с верховий. Иначе любой локальный проект по расчистке первым же серьезным паводком будет сведен на нет.

Проект на 13 миллионов

На реке Саксагань, которую в последний раз чистили в 60-е годы прошлого столетия, идут работы по очистке от илистых отложений. Сообщив об этом, одна из криворожских газет обратилась за подробностями к заместителю городского головы Андрею ГАЛЬЧЕНКО. Тот рассказал, что идея расчистки и благоустройства береговой линии реки возникла у городского головы Юрия ВИЛКУЛА еще в его бытность председателем Днепропетровского областного совета. Что же касается специального проекта, то он выполнен государственным институтом «Днепрогипроводхоз».

По словам чиновника, работы по расчистке русла начаты в районе отвалов шахты им. Ильича и продолжаются в районе улиц Ходича и Энтузиастов. Со дна реки поднято уже более 50-ти тысяч кубов илистых отложений, которые складированы в районе озера Соленое на Карнаватке. Исполнителем работ, а это выигравшее тендер в Днепропетровске криворожское ЧП «Универсалгазстрой», задействованы большегрузные машины и драглайны, которые поднимают илистые отложения со дна.

Андрей Гальченко также сообщил, что на втором этапе очистки, в районе улицы Харитонова и набережной возле НИПИ «Рудмаш», где береговая линия полностью заросла камышом, а ширина водного плеса сузилась до 2,5 метра, подрядчик намерен задействовать земснаряд. А в тех местах, где ивы полностью сползли в воду, предполагается обрезать берег.

— Что же касается источников подпитки Саксагани, то гидрогеологи советуют использовать родники возле устья, — сказал он, — а также источники, найденные в районе улицы Волгоградской, где река «ныряет» в тоннель.

Всего, согласно проекту, как утверждает Андрей Гальченко, планируется расчистить реку «на расстоянии 4,7 километра». «Это начиная от ее русла (? — Авт.) и заканчивая улицей Ленина в парке имени газеты «Правда». (Цитата.)

На очистку реки в 2010 году из областного бюджета было выделено 3,374 млн. грн., в 2011 году — 8 млн. Всего на расчистку предусмотрено 13 млн. грн. А поскольку, согласно обновленному Бюджетному кодексу, на местах теперь остается 50% сбора за загрязнение окружающей природной среды, неслабый денежный ручеек потечет и на реализацию проекта создания рекреационных зон в парках им. Газеты «Правда», им. Гагарина, а также на улице Харитонова. Этот проект якобы даже может быть презентован общественности в стенах горисполкома.

Лишние деньги бывают?

Что же касается публичного представления, а уж тем более — обсуждения проекта расчистки реки, то об этом, увы, ничего не известно.

— Если бы проект был обнародован, проводились общественные слушания, многие, кому небезразлична судьба нашей реки, не остались бы в стороне. И вряд ли посоветовали бы что-то плохое. Ведь каждому из нас хочется, чтобы многострадальная Саксагань перестала влачить жалкое существование и задышала полной грудью. Когда же я прочитал в газете, где и какие работы уже ведутся полным ходом, был удивлен. Это бесцельная работа, — сказал «Вестнику» Анатолий ВОЙТ.

Водолаз 1-го класса с опытом работы под водой 6000 часов, инженер подводно-технических работ, экс-начальник службы спасения на воде нашего города, он знает проблему, как говорится, из-под воды. Вот уже 40 лет, с того времени, как попал служить на флот и строил причалы для атомных лодок, он занимается очисткой водозаборных сооружений, в том числе на ГОКах.

— Если в низовье реки почистить, достав илистые отложения и таким образом вырыв котлован, то ближайший паводок все вернет на круги своя. Эффект будет сведен к нулю. Ведь при паводке силища воды такая, что она сносит все на своем пути. Перемещаясь, она несет с собой и камыш, и топляки (затонувшие ветки, пни), и ил… Перемещаемые донные массы заполнят и выровняют все углубления дна. Необходимо начинать с расчистки родников и «расшивания» узких мест, которые тормозят движение водных масс. Одним из таких мест является водоводный тоннель в Саксаганском районе от улицы Упита до остановки Шахта «Артем-1». Длина этого тоннеля — 514 метров. Размер 4 на 4 метра. Так вот, по данным никопольского ЧП «Ником», обследовавшего в свое время этот тоннель, он заилен на две трети, то есть на 2-2,5 метра по высоте, — рассказал Анатолий Войт.

Он убежден, что чистить реку необходимо, но начинать нужно с КРЭСа, где есть возможность перекрыть воду. Падение уровня воды даст доступ для чистки водоводного тоннеля.

— Расчищать русло в отдельно взятом месте, даже не русло, а только береговую линию, — зря выброшенные деньги. Так что всех нас можно поздравить: в бюджете появился излишек. Между тем, учитывая миграционный характер донных масс, необходимо расчищать наиболее узкие участки, двигаясь от верховий. Ведь нужно добиться, чтобы река была как можно полноводнее на всем протяжении. Одно из узких мест — в районе мостика, ведущего от жилмассива Юность к мужскому монастырю. Там необходим земснаряд. Это понтон с установленным на нем насосом, который с минимальной мощностью 300 кубов в час откачивает взрыхляемую им пульпу и выталкивает ее на расстояние до километра. Надо планомерно использовать земснаряд, гидромониторы, привлекать водолазов, и, двигаясь вниз по течению реки, убирать камыши, укреплять сползающие берега, разделять пахотные поля и береговую кромку бороздами. Высаживать деревья и кустарники, укрепляя берега. Тогда работа обретет вполне понятный смысл. А уж потом можно взяться облагораживать отдельно взятое место. А так: ну, углубят русло реки на некоторое время в отдельном месте. Но качество воды от этого не изменится. И на оздоровление экосистемы бассейна реки это никак не повлияет.

Было нужно — поворачивали вспять

Еще одним собеседником «Вестника» на тему очистки реки стал председатель клуба любителей природы «Саксагань» Василий БЕЛОУСОВ. Перед автором этих строк рядом с фото, на котором запечатлена панорама сегодняшней очистки Саксагани, он положил еще один снимок, архивный. Невероятно, но при разнице почти в 50 лет сюжет один и тот же: экскаватор на берегу реки. И это, говорит в сердцах Василий Белоусов, не очистка, а беда нашей Саксагани.

Он помнит ее полноводной, чистой, с множеством подбрасывающих песочек родников. С превеликим удовольствием Василий Васильевич вспоминает, как, будучи мальчишкой 6-7 лет, по просьбе старших пацанов он нырял с бутылкой, чтобы набрать чистейшей холодной воды из самого родника. Впрочем, кто в этом городе хоть немного знает этого человека, тому вряд ли стоит рассказывать, как изболелась у Белоусова душа за Саксагань. Ведь там, где когда-то можно было нырять, сегодня глубина измеряется сантиметрами.

Увы, в нашей некогда необъятной советской стране прежде всего думали о том, как дать побольше руды и металла, не особо вникая в последствия огромной техногенной нагрузки на экосистему. Мысли о родниках, ручейках и водяных блошках плохо совмещались с задачей крепить мощь и обороноспособность Родины. Это и сыграло свою роковую роль в судьбе реки Саксагань. Когда ее извивистое русло становилось препоной для разработки полезных ископаемых, проблема решалась просто: в нужных местах русло спрямляли, прорывая каналы. Почти что поворачивали реку вспять.

В непосредственной близости к одному из таких каналов и находится созданный клубом любителей природы «Саксагань» питомник редких и декоративных растений «Дубовая балка». В 50-е годы, когда на месте засыпанного русла решено было строить шахту «Октябрьскую», этот канал протяженностью 380 метров был прорыт в слабых песчанистых породах. Его берега высотой 15-20 метров, раскисая от дождей и снега, буквально сползают в реку. К тому же, в начале и в конце канала «забыли» построить предусмотренные проектом переливные дамбы, регулирующие водный поток. Поэтому вода, перетекая из канала в русло, получает ускорение и переносит частицы пород вниз, где ширина водного зеркала в период паводков достигает 35-ти метров. В результате из-за замедления водного потока происходит выпадение твердых частиц в осадок. Наносы из этих частиц уже образовали целые острова, на которых посреди реки растут деревья.

До тех пор, утверждает Василий Белоусов, пока не будут укреплены склоны канала и не устроены переливные дамбы для регулирования водного потока, река будет гибнуть, а заиление — распространяться все ниже и ниже по течению. Как бы ни чистили реку в других местах, этот канал, уверен он, скажет свое нехорошее слово. Что же касается самой очистки с предварительной засыпкой русла кварцитом, то Василий Белоусов утверждает, что этот способ самый дорогой и неэффективный.

— Если 45 лет назад после такой очистки река погибла, но не совсем, то теперь есть шанс загубить ее полностью. По «подушке» из кварцитной засыпки экскаватор подъезжает к реке, чтобы грузить муляку, потом отъезжает, забирая эту дорогу с собой. Вернее, забирает только камни, потому что измельченная бедная руда, смешавшись с водой, уже превращена в жижу, которую не сносит течением. Она ложится на дно и забивает родники, если даже они и были вскрыты из-под ила.

Проекты одни, реальность другая

Василий Васильевич разворачивает проект очистки русла Саксагани от КРЭСовского водохранилища до Дзержинской плотины (с верховья вниз, а не наоборот!) от 10.11.1965 года и утверждает, что по нему практически ничего сделано не было. Не высажены 322,3 га деревьев, река практически погублена. Именно после той «очистки» исчезли построенные в 30-е годы переливные дамбы — и река потекла по перекатам, стали быстрее забиваться родники...

С тех пор прошло почти полстолетия, но мало что изменилось. Очередное обращение к «варварскому» способу очистки реки Василий Белоусов объясняет тем, что в «Кривбасспроекте» десятилетиями нет гидрогеолога. А к специалистам «Днепрогипроводхоза», разработчика современного проекта очистки Саксагани, доверия у него нет.

— Все, что у нас построено, проектировалось этими институтами. То, что они напроектировали, и привело к экологической катастрофе. Те, кто сегодня проектирует очистку, в свое время предусматривали в проектах аварийный сброс нечистот в реку, — говорит Василий Белоусов. — Если даже и почистить реку на отдельно взятом участке в низовье, то ее все равно заилят буквально сползающие в воду спрямляющие каналы. Угол 70 градусов, породы слабые песчанистые, все это ползет, идет вниз и очень скоро придет туда, где сейчас чистят. Пока не будут укреплены слабые места, эта чистка ничего не даст. В свое время специалистами «Кривбасспроекта» мне были выданы рекомендации, согласно которым оптимальным вариантом очистки русла в районе спрямляющего канала шахты «Октябрьской» является намыв берега при помощи земснаряда. Причем уникальность и парадоксальность ситуации в том, что в нашем городе, как никаком другом, накоплен колоссальный опыт переброски шламов. Но на экскаваторы, очистку, обратную засыпку требуются колоссальные деньги, и кому-то, по всей видимости, интересно ворочать миллионами. Причем не думая о последствиях и не неся за это никакой ответственности. Разве что перед Богом. А он так далеко…

По словам эколога-общественника, на той же шахте «Октябрьской» сегодня применяется очистка сточных вод по последнему слову науки и техники. А сколько грязи несут в Саксагань сточные воды в других местах нашего города! Строить улавливатели для этих вод — тоже способ очистки реки. Большую проблему представляют собой и подворья в непосредственной близости к реке. Большинство живущих у реки криворожан получало свои наделы после войны, когда не было ни Земельного, ни Водного кодекса, а об экологии особо не пеклись. Тогда еще из реки пили воду — об этом напоминают сохранившиеся кое-где остатки сооружений водокачек. Но сейчас не послевоенное время, и всем живущим вдоль реки пора бы иметь бетонированные выгребные ямы.

— Почему этим никто не занимается? — недоумевает Белоусов. — Если живут немощные старики — помочь им за счет бюджета. А молодые и предприимчивые должны сами построить нормальную выгребную яму и получить на нее паспорт. Тем более, что многие наделы были отведены уже в течение 20 лет нашей независимости. Посмотрите, сколько застройки в районе реки Саксагань! Уверяю вас, там везде сброс в реку.

Очистку Саксагани Василий Белоусов видит как комплекс самых разноплановых мероприятий. Но, похоже, реке, которая в голодомор помогла выжить многим, давая пищу в виде рыбы и мидий, заготовлена другая участь… Вслед за Василием Васильевичем остается только представить, что в районе моста, соединяющего Большевик с Пионером, установлена мощная скреперная лебедка.

— И чтоб ею, как расческой, прочесать каждый камешек с мулякой от спрямляющего русла и далее по дну реки. Такие гниды вычешутся! — уверен он. — И стволы деревьев, и скаты, и кровати…

Только выпадет ли впечатлиться подобным зрелищем? Пока «впечатляет» другое: как уборщики территорий, получающие зарплату из бюджета, вываливают мусор на берега Саксагани. Там, под мостом, до сих пор окончательно не растрепался ветром огромный ком синих партийных ленточек…

Водный кодекс отдыхает?

О том, как выполняются местные экологические программы, соответствующим государственным органам надлежит информировать население регулярно. Как, собственно, ход выполнения этих программ должен становиться предметом рассмотрения на заседаниях горсовета и горисполкома. Но по факту имеем то, что о проекте очистки реки Саксагань в Центрально-Городском районе даже весьма заинтересованной общественности стало известно лишь тогда, когда работы уже велись полным ходом. Хотя разработка проекта, судя по всему, была начата еще в 2010-м или 2009-м году.

— Желание иметь чистую воду очень заманчиво и вполне понятно. Но оздоровление рек должно начинаться с инвентаризации источников загрязнения и их устранения, — сказал «Вестнику» председатель Украинской экологической ассоциации «Зеленый мир» и Криворожского городского правозащитного товарищества Николай КОРОБКО.

Он предложил взглянуть на очевидное с точки зрения соблюдения норм Водного кодекса Украины. Придерживаются ли его выигравшие тендер газостроители?

— Нет, — говорит правозащитник, — если судить даже по тому, что говорит на страницах газеты заместитель городского головы Андрей Гальченко. Так, согласно ст. 80 Водного кодекса, «… запрещается изменять рельеф бассейна реки…» Но господин Гальченко рассказывает, что «предполагается обрезать берег, где ивы…» Его, видите ли, мало резали предшественники. К тому же, ил, который достается из реки, складируется в балке озера Соленое на Карнаватке. Но любому человеку, сколько-нибудь интересующемуся экологическими проблемами, очевидно, что балка является элементом речной системы, которая охраняется законом. Ст. 96 разрешены лишь те «технологии, которые способствуют сохранению природных условий и ландшафтов как непосредственно в зоне их размещения, так и на водозаборной площади водных объектов». Это означает, что не может быть и речи о засыпке балок, которое «специалисты» горного дела часто выдают за рекультивацию. Как известно, все балки входят в водозаборные площади. И именно культивируемый в советские времена взгляд на балки как емкости для заполнения промышленными и канализационными отходами сделал свой весомый вклад в процесс гибели рек. Очевидно, что носители подобных взглядов разрабатывали, утверждали и осуществляют сегодняшний проект. Между тем, за историю человечества по всей длине Саксагани не вынесено в натуре ни одного метра прибрежных защитных полос, которые должны быть ориентирами безопасности реки. А это предписывает Водный кодекс. Нету денег! Хотя на те, которые выделены на чистку, можно было бы сделать очень много. Но если делают именно то, что делают, значит, есть в этом чей-то интерес.

Может, найдутся охотники это утверждение оспорить?

Автор: Наталия ШИШКА.

Источник: "Вестник Кривбасса"

Добавить в: